16 января 2008 г. состоялась встреча членов правления с Надеждой Львовной Биочино , начальником управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля. Через нее было переданы ПРЕДЛОЖЕНИЯ Мэру. Их приняли на Правлении 11января 2008 г. Хотелось, чтобы Программы поддержки многодетных семей адекватно соотносились с реалиями жизни. А так же охватывали все стороны полноценного жизнеобеспечения семей, выходящие за рамки возможностей многодетных семей. Об этом и просили Мэра.
Далее >>> смотри в комментариях >>>
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Письмо, на встрече с Начальником управления по социальной политике и охране труда МЭРИИ г. Ярославля БИОЧИНО Надеждой Львовной озвучила многодетная мама Лариса Васильченко:
ОтветитьУдалить«Нам, как родителям, конечно, небезразлично в каком обществе будут жить наши дети. И очень хорошо, если рядом будет множество положительных примеров того, как хорошо иметь большую семью и, что само государство заинтересовано в крепких моральных устоях. В сознании людей должно крепко закрепиться мнение, что семья – это навсегда, что родители должны отвечать за своих детей. Сама мысль о возможности распада семьи должна неодобрительно отзываться со стороны общества, какие бы трудности не встречались в жизни. Вместе – мы сила. Очень тяжело смотреть, когда семья перебивается с копейки на копейку. У детей из многодетных семей под воздействием огромной разницы в материальном благополучии между ними и их сверстниками, где последние являются единственным ребенком в семье, возникает негативное отношение к возможности впоследствии иметь большую семью. Это видно на примерах наших родителей, бабушек и дедушек, которые в большинстве своем выходцы из семей, где воспитывалось, по крайней мере, трое детей. Выход из этой ситуации, нам кажется, только один, т.к. любое желание что-либо делать, творить всегда сопровождается материальными затратами. И, сколько бы мы ни пели и не выступали на тему, что много детей – это хорошо, все это упрется в материальную сторону. Это из всех существенных моментов – самое первое и труднодостижимое в многодетных семьях. В связи с этим хочется обратиться к государству с предложением о разработке социальных программ, которые помогли бы существенно улучшить благосостояние многодетных семей. Сюда, в первую очередь, можно отнести такие программы, как:
- жилищное строительство для многодетных;
- бесплатная газификация и водоснабжение многодетных, проживающих в частном секторе;
- бесплатная телефонизация;
- организация семейного отдыха многодетных семей;
- бесплатная стоматологическая помощь, включая косметический ремонт зубов и протезирование;
- обеспечение школьной и спортивной формой, включая комплект лыж;
- для повышения уровня образования обеспечение многодетных семей компьютерами;
- льготное поступление в ВУЗы, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов (вне конкурса)»
Само письмо:
ОтветитьУдалитьМэру г. Ярославля В.В. Волончунас
От Общественной Организации
Многодетных Семей города Ярославля
«Мы-Семья»
г. Ярославль, принято Правлением 11января 2008 г.
Уважаемый Виктор Владимирович,
Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.
Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.
Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей - одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.
Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:
• доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа семей и 6,6 % от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);
• численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия;
• распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;
• преобладание многодетных семей с тремя детьми - 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.
В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину.
Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных исследований бюджетов семей) составляла 65,2 %.
При этом многодетные семьи отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.
Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют:
• неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами;
• почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью;
• почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;
• треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;
• в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.
Особая проблема многодетных семей - жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%.
Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.
При этом ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более - 0,6%), они более чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкие семьи.
Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.
В условиях депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10-15 % в общей семейной структуре российского общества.
Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, предусматривающие создание системы мер социальной защиты многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.
При этом в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов многодетных семей:
• отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;
• недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов комплексных нормативных правовых актов, регулирующих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);
• недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер социальной защиты многодетных семей на региональном уровне;
• недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах государственной поддержки;
• недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.
Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной.
Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.
Эффективная система мер социальной защиты многодетных семей позволяет повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического развития аграрных регионов.
Важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержки многодетным семьям. Социальная защита многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.
(Из ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ дополнительных мер социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы, разработанного ОБЩЕСТВЕННЫМ СОВЕТОМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ»).
Проблемы многодетных семей силами самих многодетных семей решить невозможно.
Перед институтами государственной власти и управления встает задача реализации программы эффективной социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации. Поддержка многодетных семей должна осуществляться на всех уровнях:
• федеральном,
• региональном,
• муниципальном.
По городу Ярославлю по проблеме социальной защиты многодетных семей можно отметить следующее.
Положение многодетных семей в Ярославле.
В настоящее время социально благополучные многодетные семьи даже при наличии среднего по городу совокупного дохода при наличии 3-5 иждивенцев имеют подушный доход ниже прожиточного минимума. То есть находятся в категории нуждающихся.
Можно сделать простой расчет: полная семья – работающие родители и 3-е несовершеннолетних детей. Доход отца – 10 тысяч рублей. Доход матери - 6 тысяч рублей. Совокупный доход семьи – 16 тысяч рублей. Прожиточный минимум - 3855 рублей (расчетный для начисления пособий). Прожиточный минимум на семью из 5-и человек – 19275 рублей. Следовательно, многодетная социально благополучная семья, с работающими родителями, имеющими 3-х детей, имеет доход ниже официально установленного прожиточного минимума.
Мы знаем, что прожиточный минимум не охватывает всех реальных потребностей человека и не рассчитан на обеспечение полноценной материально и социально достаточной жизни. Рассчитывается из цен, так называемых социальных продуктов, товаров и услуг, которые в реальной жизни не потребляются в силу их крайней ограниченности и недоступности. Таким образом, жизнь многодетных социально благополучных семей и воспитание детей в таких семьях протекает в условиях крайней материальной неблагоустроенности. Зарабатываемых материальных средств хватает лишь на обеспечение весьма скудного и неполноценного питания, высоких коммунальных платежей, обеспечение нужд школьного обучения детей (учебники, школьные пособия, тетради, пишущие принадлежности, классные и школьные фонды и др.) и приобретение низкокачественной или бывшей в употреблении одежды, испытывая значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью, приобретаемой крайне нерегулярно по остаточному принципу. Об удовлетворении других естественных физических и культурных потребностей свойственных современному человеку речи вообще не идет.
Можно констатировать как факт, что даже социально благополучные многодетные семьи поставлены в условия выживания.
Проведение подобного расчета в отношении семей с 5-ю и более детьми покажет, что данная категория семей даже при наличии более существенного совокупного дохода оказывается за чертой реальной бедности.
ВЫВОДЫ:
Исходя из того, что в сложившихся социально-экономических условиях (из соотношения реальных цен и зарплат) социально благополучные многодетные семьи поставлены в условия крайней нужды и бесперспективности. Они не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои реальные естественные потребности, в т.ч. потребности детей. Удовлетворение данных потребностей должно производится из государственных источников, путем целевой и адресной материальной помощи и в рамках специальных целевых программ.
Программы поддержки многодетных семей должны адекватно соотносится с реалиями жизни. А так же охватывать все стороны полноценного жизнеобеспечения семей, выходящие за рамки возможностей многодетных семей.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
В целях
• обеспечения условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе увеличения адресной помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;
• улучшения качества жизни и охраны здоровья детей из многодетных семей;
• усиления помощи многодетным семьям в воспитании детей и повышение доступности образования для детей из многодетных семей
возможно рассмотреть следующие категории помощи:
1. Увеличение размера пособий
2. Увеличение льгот на коммунальные платежи.
3. Обеспечение льготного проезда отцам многодетных семей.
4. Оказание адресной помощи по водоснабжению и газификации частных домов, принадлежащих многодетным семьям и являющихся местом их проживания.
5. Разработка Программы улучшения жилищных условий многодетных семей
6. Разработка программы по обеспечению многодетных семей компьютерами.
В настоящее время компьютерная техника является необходимой частью учебно-образовательного процесса. Использование ее в домашних условиях существенно повышает шансы детей в успешном ее освоении, полноценном овладении многими учебными дисциплинами, и приобретении необходимых навыков для дальнейшей профессиональной деятельности, для которой компьютер стал, чуть ли не атрибутом любой профессии. При цене персонального компьютера в комплекте в 25-30 тысяч рублей многие многодетные семьи не в состоянии взять на себя его приобретение. Существует реальная необходимость в целенаправленной программе по обеспечению многодетных семей компьютерной техникой из расчета один комплект на двух учащихся детей. Для выравнивания учебного потенциала детей из многодетных семей со своими сверстниками из обычных семей.
7. Оказание помощи по организации летнего семейного отдыха для многодетных семей.
8. Оказание стоматологической помощи. Организм женщины несет повышенную нагрузку в период вынашивания, рождения и вскармливания ребенка. Больше всего страдают зубы. Государством предусмотрена бесплатная стоматологическая помощь, но не предусмотрено бесплатное протезирование и косметический ремонт зубов. Что для многодетной мамы крайне необходимо.
Уважаемый Виктор Владимирович, мы понимаем, что для решения обозначенных проблем необходимо объединение усилий и координация действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в реализации мер социальной защиты многодетных семей. Какие бы из перечисленных категорий помощи мог бы взять на себя городской бюджет, разработав и осуществив соответствующие программы?
С проблемами непосильными для городского бюджета мы готовы обратится на вышестоящие уровни.
Со своей стороны наша общественная организация готова принять посильное участие в этой работе.
С уважением,
Председатель Общественной Организации Многодетных Семей города Ярославля «Мы-Семья»
Зернова И.В.
Была участником встречи с Надеждой Львовной Биочино и была приятно удивлена, как нас встретили и отнеслись к нашим проблемам.
ОтветитьУдалитьНадежда Львовна уделила нам столько времени, сколько потребовалось, чтобы каждый из нас смог выступить со своими проблемами и взглядом на их решение. Хотя ее рабочий день закончился, но она еще в течение двух часов общалась с нами.
Задним числом можно уже сказать, что некоторые вопросы, озвученные на встрече, уже решены. В частности, категория многодетных семей включена в программу по газификации частного сектора. Конечно, сумма, которая выделяется на газификацию, очень мала (20 тыс. руб.), но это уже существенный шаг к решению наших проблем.